Практики начального уровня на сосредоточение.
Делать не более 15 мин в день.
1. На стандартном листе бумаги наклеить или напечатать черный кружок диаметром с 10-копеечную монету. Это не должно быть изображение с экрана компьютера или планшета. Хорошо видимый, но не бликующий листок может быть приставлен к монитору или прикреплен на стене. Расстояние от занимающегося 0,8-1-1,5 м, кружок расположен на уровне глаз.
Сидя, не облокачиваясь на спинку стула, нужно рассматривать кружок так, чтобы все внимание оставалось внутри кружка. Есть лишь кружок и место для полного зрительного внимания только внутри него.
В момент погружения внимания в круг попробовать обнаружить проблеск внутренней тишины, так называемого безмыслия, с сохранением своего присутствия. Постепенно увеличивать длительность пауз между мыслями и лишними образами, каждый раз спокойно возвращаясь от мыслей в круг. В этих паузах все внимание сосредоточено в кружке. Даже если есть мысли, то они будто идут из кружка. Внимание может перемещаться только внутри круга. Глаза расслаблены. Свести к минимуму поток отвлекающих от объекта мыслей, внутренних комментариев и образов, желаний, например потереть коленку. Скуку и сонливость также относим к отвлекающей эмоции, считаем помехой, отбрасываем. Удобнее использовать таймер, чтобы не думать о времени при выполнении упражнения.
2. Взять цветок например, бутон розы или другой сложный объект. В паузах безмыслия рассматривать его внимательно в мельчайших деталях, любоваться, а потом на несколько секунд закрыть глаза и продолжать воображать его в тишине как можно точнее. Открывая глаза, уточнять пропущенные детали, дополнять ими воображаемый образ. По мере тренировки, уже с открытыми глазами, перемещаться между реальным и воображаемым образом, различая их.
Аналогично можно заниматься вкусовым объектом (желательно без ярких вкусов, утончая восприятие, узнавая тонкие различия оттенков, отличая непосредственное переживание от воображаемого, идущего из памяти).
3. Перенести навык полного сосредоточения на полезную деятельность, например, обучение двигательному навыку (танец, катание на коньках, скалолазание и т.п.), когда вы совершенно не отвлекаетесь, а все время полностью поглощены выбранным занятием.
При качественном сосредоточении на деятельности сложнее получить травму, что-то случайно разрушить или забыть.
4. Бывает полезно научиться избавляться от скуки, ощущения рутины, чтобы довести способность решения задач до действительно хорошего уровня.
В психонетике очень важно сохранять качественную сосредоточенность внимания даже тогда, когда что-то стало неинтересным, или навык кажется знакомым, достаточным, уже якобы все известно, понято и получается. В каждом из нас есть иллюзорная граница, когда мы (часто преждевременно) останавливаемся в познании чего-либо, поскольку считаем, что уже умеем, знаем. А на самом деле у нас предвзятое, искаженное, неполное, ограниченное впечатление, что нередко ведет к неожиданным следствиям. Здесь, на этой границе, также желательно научиться быть внимательными, чтобы различать реальность и иллюзию, научиться сдвигать эти границы.
Человек сам принимает решение, нужно ли ему это сейчас. Психонетика здесь только инструмент.