Философия аюрведы
В течение тысячелетий аюрведа сохраняет знания о философии здорового образа жизни. Согласно этим древним индуистским учениям, мы от рождения есть все, что нам нужно для счастья. Только при одном условии — уметь избавляться от страстей и быть в связи с духовным источником.
Аюрведа нужна тому, кто стремится к реализации дхармы, атхы, тхармы и мокши. Как правило, все люди ищут своего правильного проявления, любимого дела, желательно с плодами деятельности, которые давали бы возможность удовлетворить собственные потребности и желания. Таким образом, в жизни человека заложена определенная направленность.
Попав в этот мир, человек начинает чего-то хотеть и действовать не хаотично, а опираясь на то, что ее направляет в жизни. Итак, человек целостность, которая попала в этот мир не по своей воле, и в ней уже заложен определенный потенциал.
Продолжительность жизни человека ограничена. Когда индивидуальная нервная система отражает дух, то появляется индивидуальная душа, говорит, что она есть, что она отличается от других, и начинает таким образом формировать для себя деятельность в этом мире. И вновь приходим к выводу, что человек целостность, в которой потенциально заложены все возможности. Однако ее возможностям может противостоять зависимость от страстей.
Корень страдания
Что же такое страсть? Это иллюзорный, воображаемый этап, который должен был завершиться переживанием счастья, то есть очень сбалансированного внутреннего состояния, баланса. Но посмотрим на детей у них возникает интерес неким объектом, они страстно его хотят, и весь мир сужается к этому объекту. Однако когда они получат его, то через короткое время у них появляются новые объекты, которые так же им очень нужны. Взрослый же человек имеет критичность к себе и может себе сказать стоп или переключиться.
Вся ведическая литература построена очень интересным образом. Она к нам пришла как прямое видение древних индуистских ученых (так называемых риши мудрецов), которые имели прямой доступ к уровню, где зарождается знания — первичного импульса. Они воспринимали сразу все — не анализировали, а переживали. Они просто видели начало и конец и благодаря своим способностям выражать это в словах писали тексты. Поскольку их мышление было мышлением Творца, мышлением Абсолюта, то они сразу раскрывали основное. Так уровень сознания людей бывает разным, то каждый мог выбрать, на каком этапе познания ему будет интересна аюрведа.
Для кого-то это режим дня, для кого-то очистительные процедуры или лечения болезни. Но хотелось бы отметить выражение Рагади Роган, который состоит из трех слов: Рага аде роґа, где Рага это страсть, польза, ади является (единственная, первичная, то, что в основе находится), рога — причина всех заболеваний. То есть жизненный дисбаланс и страдания имеют в своей основе единый корень, который называется Рага.
Рассмотрим это на примере текстов с Аштанга Хридая части аюрведы. Это уникальный литературный памятник, один из самых древних текстов, где нет ни одного лишнего слова и ничего не достает. Если кто изучает Аштанга Хридая и какое-то слово ему показалось важным, то что-то он потерял.
Вот, например, как раскрывается это понятие в одном из стихотворений: В глубоком почтении склоняясь перед тем несравненным целителем (апурва вайдьи), кто способен искоренить болезнь (роган), начинающуюся с корысти, страсти (раги), которые всегда распространяются в бесчисленных телесных формах, порождая суету, обман, безрадостность.
Слова, которые распространяются в бесчисленных телесных формах и порождают суету, это импульс раги. Три ростки этого зерна суета, обман, безрадостность.
Задумайтесь, почему речь идет именно о пользе, страсти? Есть уровень чистого сознания творческий ум, который лежит в основе всего, что мы видим, и является проявлением всего живого, в том числе нашего организма. Он является безграничным, непреодолимым, вечным — вне изменения и времени. И человек по своей сути имеет контакт с этим уровнем, потому что он из него вышел. У нас не предусмотрено испытывать потребность, эту страсть завладеть чем-то. Человек по своей природе уже находится в единении с источником всех возможных проявлений всего.
Итак, страсть это симптом того, что мы потеряли связь с этим безграничным источником. То есть рага является ничем иным, как симптомом того, что мы потеряли контакт с собой там, где мы находим все возможные проявления, безграничные формы в безграничном количестве. Поэтому когда человек потерял этот контакт, у него начинают появляться страх, жажда, зависть и т.д. все базовые отрицательные качества.
Исцеление причины
Особенность ведических текстов заключается в том, что они не только выделяют главное, но и дают ответы. В частности, ответ, что нам поможет избавиться от страстей. Например, Апурва вайдьи несравненный целитель. Слово целитель уже указывает на здоровье. Чтобы исправить дисбаланс, необходимый аспект целителя.
Подчеркиваю, не человек-целитель, а именно аспект целителя. Вопрос в состоянии апурва. Пурва на санскрите это причина. То, что имеет причину, то также имеет начало. Однако подчеркивается понятие апурва то, что без причины. То есть аспект целителя, который связан с чем-то беспричинным.
Другими словами, это нечто вечное, вне изменения и вне времени, то, что никогда не было создано. Именно статус целителя является уровнем чистого сознания, с которым надо только восстановить контакт.
Спектр дифференциации эмоций, переживаний, страстей бесконечно расширяется. И все они лежат на поверхности. Однако углубиться, узнать причину высшее и единственное знание, которое по сей день больше всего интересует человечество. Ведь человека всегда будет интересовать, как быть счастливым, находиться во всей полноте жизни. И доступ к этой сфере счастья вопрос, требующий решения. Должен быть инструмент.
Древние учителя, мудрецы задавали себе вопрос: Каким образом к человеку постоянно приходят мысли?. Мысль, которая приходила, могла содержать что-то, что давало человеку толчок действовать, и это помогало ему выживать. Мудрецы начали отслеживать этот процесс. Наблюдая за процессом мышления в обратном направлении, они возвращались к источнику мыслей к резервуару энергии, который порождает импульс, мы воспринимаем на поверхностном уровне. Знание об этом феномене жизни стало ценным, потому что оно давало ответы на все вопросы, которые у нас возникают в объективном мире.
Однако это не означает, что человек, восстановив в себе контакт переживания базового состояния, потерял интерес ко всему материальному. Природой так создано, что переживать, чувствовать, анализировать воспринятое в нервной системе и соответственно действовать это процесс эволюции, это абсолют, чистое сознание, которое себя самовиражает, раскрывает.
В страстных переживаниях человек может оказать необдуманно и своими действиями противоречить даже эволюции, природе. Другие мысли приходят из глубины как проявление чистого сознания, уровня безграничного потенциала, так сказать, сценария или ДНК Вселенной, где уже заложено понимание направления движения мира и его изменений. Человек является проявлением этого уровня выражением Абсолюта в окружающей среде. Но когда мы получаем слишком интенсивные переживания внешнего мира или находимся в состоянии усталости, то наша нервная система защищена. В этом состоянии переживания может по интенсивности быть таким, что создает нервный сгусток. Например, нервная система, с которой родился ребенок, идеально чистая и прозрачная. Но во время накопления стрессов она становится клубком нервов. Это можно сравнить с чистым ровным листком бумаги, который сожмакали в шарик. В нем собралось столько потенциальных страстей, одна мгновенно порождает другую.
Когда мы очищаем нервную систему от пользы, жадности, гордыни, то мы открываем доступ к самому себе. Мы не очищаем, а просто добавляем света туда, где всегда была темнота. Тьма является идеальной средой для того, чтобы зерна пережитого становились сильнее, чтобы они зрели, могли влиять на наше поведение. Когда мы добавляем света, он меняет среду, и в этой среде осознания нервная система уже способна увидеть, что в ней накопились чужие для нее объекты, и, соответственно, от них избавиться.
Перевод с украинского.
Текст опубликован в журнале-тренинге Колесо Жизни 7-8 (120)18.