Как изменить сознание бедности?

У украинцев достаточно сложная история, из-за которой у нас сформировалась сознание бедности, постоянной нехватки и узкого мышления, направленного на выживание. Мы не привыкли благодарить за то, что у нас есть и просить Бога позаботиться об остальных наших потребностях. А ведь если действовать так, то мы всегда получим то, что нам нужно в нужное время.

Существует парадокс, который является постоянно действующим законом. По-настоящему бедный человек это человек, который постоянно хочет иметь, занимать должности, владеть, контролировать, все время накапливать. Он своей похотью, жадностью, ненасытностью на ментальном уровне постоянно себе говорит: Я бедный. В тоже время, человек, который постоянно стремиться отдавать, делиться, дарить время, внимание, улыбку, материальную помощь, ментально богат. И дело не в материальных средствах. У нас могут плыть золотые реки, а люди будут очень бедными это вопрос ментальности, менталитета.

Например, что особенного есть в Чехии? Кажется, ничего, кроме завода &Scaron,KODA. У чехов нет особых ресурсов или полезных ископаемых, но у них есть богатая страна. Там ментальность построена на принципе материальные блага служат людям нет прихватизации, что надо что-то прихватывать постоянно, потому что постоянно мне надо. А у нас, в посткоммунистическом пространстве, функционирует ментально принцип человек служит материальным благам, то есть не блага для человека, а наоборот.

У европейцев сформировано понимание того, что мне для жизни нужен вот такой стандарт, то, что конечное. У нас иерархия ценностей часто вверх дном перевернута. Кто из украинцев думает: Мне для жизни требуется небольшое уютное жилье, чтобы я мог его отапливать и содержать, небольшая машина, которая берет немного топлива, маленький двор… Большинство хочет накапливать капиталы, строить дворцы, ездить на огромных машинах… У нас не модно довольствоваться простыми, крайне необходимыми вещами.

Вспомните философа Диогена. Однажды он увидел юношу, который пил воду прямо из реки. Диоген отцепил от пояса свою кружку и, выбросив ее, сказал: Да можно и без кружки пить! Когда он ходил по базару каждый день, люди его спрашивали: Что ты ходишь? Ты же ничего не покупаешь. Он отвечал: Я хожу и наслаждаюсь, думая о том, что можно жить и без этого, и без того. На самом деле человеку нужен какой-то конечный минимум и нужно знать, в чем этот минимум состоит. Можно жить просто, весело, чисто, непринужденно, не обременяя себя ненужными вещами. В этом и состоит счастье.

Григорий Сковорода в письме к своему ученику Михаилу Ковалинскому, писал: Если ты пожелаешь власти ты болен. Твое сердце больное. Если ты пожелаешь денег ты болен. Ты не здоров. Если человек жаждет чего-то вне Бога значит, ему чего-то не хватает. Поверив в то, что чего-то не хватает для счастья, человек начинает за этим гоняться по миру. И Сковорода спрашивает: Каким бы несправедливым был Бог, если бы он поместил счастье где-то в Америке или на Канарских островах или сделал его зависящим от каких-то вещей? Но это же ужасный бы был Бог. А разве он такой? Бог Блаженная Натура так все устроил, чтобы у последнего червячка было счастье.

Большинство людей желает материальных вещей. Иисус говорил в проповеди: Чего чрезмерно заботитесь? Посмотрите на птиц: они не сеют, ни жнут Отец их кормит. Посмотрите на лилии полевые не прядут, но даже Соломон в своей славе не одевался так пышно. Когда Господь траву, которая сегодня есть, а завтра засохнет, так одевает, то что уж говорить о вас, маловерах. Христос не говорит не беспокоиться, потому что это было бы отрицанием здравого смысла, но говорит не беспокоиться чрезмерно.

Как устранить излишества в вожделении и получении материальных ценностей. Если я пожелай Бога, то это уже достаток. Если я работаю, то мне не может приносить радость лишь то, что я получаю деньги, это глупость. Мне уже сам процесс труда должен приносить радость, а не только награда. Когда человек хороший столяр, но работает, думая только о зарплате, он несчастлив. А когда сама работа с деревом для него является творчеством, то он счастлив уже только от работы. Если радость только в вознаграждении, то единственный день радости день зарплаты. Разве можно себя так ненавидеть?

Материальные средства, деньги, власть нужны. Но для чего? Чтобы служить нашим потребностям и потребностям ближних, потому что когда они становятся целью происходит беда. Когда важнейшим является Слава Божия, а следовательно человек и его счастье, тогда все стоит на своих местах.

Три шага к изменению мышления

Первый шаг глубоко осознать и честно себе признаться, что мне реально вредит, меня унижает жадность, алчность, чрезмерное получение материальных благ. Второй шаг понять, что я не могу жить для себя, что только мое счастье это мало. Надо еще этим счастьем постоянно хотеть с другими делиться, воспитывать в себе менталитет богатого. Третий шаг деятельное милосердие. Я оцениваю собственные ресурсы и разумно ими распоряжаюсь. Смотрю, какие люди вокруг меня нуждаются в помощи и обращаюсь к ним с предложением помочь так я лечу свое состояние бедности и ограниченности. Милосердие, наряду с молитвой и постом, является одним из трех главных дел, и понять его невозможно без общения с Богом и без разумного и сдержанного употребления материального.

Среди людей, которые хотят улучшить свое материальное положение, модно практиковать щедрость через милостыню и благотворительность. Бог любит того человека, который дает щедро. И Бог любит того человека, который так дает, что его левая рука не знает, что делает правая. Это значит, что давать милостыню нужно так, чтобы об этом никто не знал. Совершенный образ христианского Бога Святой Николай, который приходит, кладет подарок под подушку и исчезает. Так же и с добром. Я не могу прийти и сказать: Я этому человеку сделал добро, потому что тот человек почувствует себя использованным и подумает: Ты делаешь мне добро ради аплодисментов, не я важен, а важен твой пиар. Больно! Это манипулятивный подход.

Как правильно давать милостыню? Признаться: Боже, только потому, что ты хороший, поэтому я хороший. Тогда это не мой эгоизм, а милосердие. Тогда это правильная позиция. Большой милостыней можно изящно кормить свой эгоизм, а на самом деле совсем не думать о том человеке, которому помогаешь.

Чтобы отличить гордыню, ложное смирение от настоящего, нужно испытание. Есть такой святой — Фома Аквинский. Вся наука богословия, которую сейчас изучают в западных университетах, полностью опирается на его систему мышления, так называемый томизм, аквината. Он был великим ученым, авторитетным. Однажды к нему подошел молодой монах и говорит: Эй, толстяк, иди сюда, помоги! Ходишь здесь со своей книгой. Толстяк отложил Библию и пошел носить мешки. Потому тому молодому человеку сказали: Слушай, кого ты к работе припряг это же сам великий Фома, произведения которого известны повсюду. У Фомы был дистанс к себе сделал добро и скрылся, как положено поступать монаху. Вот образ милосердного человека, проходящего испытания. Сам Иисус сказал своим ученикам: Когда вы что-то выполните, то говорите, что мы слуги недостойные выполнили то, что нам сказали.

Бывает, помогаешь и видишь, что и человек недоволен тем, что ты делаешь, — ему кажется это мало или как-то не так. Тогда следует сказать: Идите домой и вернитесь тогда, когда научитесь благодарить за то, что имеете, потому что если не благодарите за то, что имеете, то имеете ли право надеяться на большее?

Материал создан на основе интервью, опубликованном в журнале Колесо Жизни №4, 2019.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ldreams.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: