Когда весь мир катится к черту и нет сил даже кружку за собой вымыть, дела не делаются, хотелки не включаются, а на горизонте маячит клиническая депрессуха, самое время остановиться, упасть на пол и просто лежать. Индусы давно это просекли, а вы еще нет. Присоединяйтесь!
Многие из вас наверняка слышали про состояние Потока. Это когда у вас все прет по жизни, здоровья вагон, дела сами делаются и радости полные штаны. Вот как описывал его сам автор Михай Чиксентмихайи:
Ты полностью вовлечен в деятельность ради нее самой Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз.
Круто же! Каждому бы так. И чтоб каждый день!
Но увы, в реальности большинству из нас такая удача не светит. Потому что все надоело и наскучило, настроение ниже плинтуса, здоровье так себе. А главное ничего не хочется, только спать и лопать вкусняшки — последняя радость Homo Acedia — Человека Приунывшего.
Забавно слышать, как некоторые коучи и «тренеры личностного роста» (те еще чудики) говорят:
Если вам совсем ничего не хочется делать, сделайте три простых полезных действия!
Смешно, да? Как, мать вашу?!? Как сделать, если ничего не хочется делать? Тем более всякую банальщину, от которой и так воротит. Они хоть сами себя слышат, эти умники?
И все кивают на некий «барьер», который надо с силой преодолеть, чтобы запрыгнуть на ту вожделенную волну потока. Но ирония в том, что сил ваще-ваще нету. Ну, то есть, абсолютно! Какие, нафиг, запрыгивания. До кровати бы доползти.
И вот как бы так изловчиться и выковырнуть себя из этого вязкого болотца апатии и вечного откладывания дел на потом? Ведь это даже не печалька, а прямо беда какая-то. А если уже и вкусняшки невкусными стали и спать не спится, так вообще туши свет. Чо делать-то?
Рассказываю.
Если вы помните, в прошлый раз я говорил про ресурсное состояние. Это когда вы вспоминаете или создаете образ себя из прошлого, когда вам было хорошо, все получалось, самочувствие было замечательным, настроение бодрое и все в кайф. У каждого хотя бы раз в жизни было такое.
Но должен признать — этим тоже мало кому захочется заниматься.
Что делать, когда совсем все плохо и все пропало
Ничего не делать. Упасть и лежать. И лежать тоже без всяких «дел», которые обычно крутятся в башке и не дают успокоиться. Слышали про шавасану? Не, не слышали? Поза трупа называется. Трупы не о чем не думают, лежат себе тихонечко, воздух портят только, но это не специально.
Так вот, индусы — умные ребята. Они придумали хатха-йогу и самую шикарную позу в ней — ту самую шавасану. Лежишь себе на спинке, ручки ножки свободно раскинул, глазки прикрыл и просто дышишь. Ни-че-го-шень-ки не делаешь. Просто лежишь. Ведь в кайф!
Не нужно никаких гимнастик выполнять, не нужно медитировать, свернув ножки калачиком, не нужно аффирмации бесполезные мусолить, вообще ничего не надо делать. Просто лежать и все.
Вы спросите, и в чем сенс? Я и так валяюсь на диване целыми днями, но че-та не чувствую себя счастливым, и ни о каком потоке даже не мечтаю уже.
Смысл в том, что валяться в шавасане нужно тоже с умом. Вернее, наоборот, без всякой мысли в голове. И в этом ее самая большая сложность. Не даром и йоги называют эту позу сложной. Потому что стоять на голове с табуреткой в зубах любой дурак может научиться. А вот отпускать собственные мысли далеко не у каждого получается.
А это важно! Потому что именно из-за мысленного шума и накатывают те самые апатия и уныние. Мы банально устаем от собственных мыслей. Но стоит их отпустить, как на нас снисходит вселенский покой, благодать, тишина и умиротворение. А с ними возвращаются силы, которые мы постоянно тратили на пустую ежедневную мыслемешалку.
Почему я рекомендую шавасану, а не медитацию? Медитация — штука хорошая и полезная, и подходы в ней очень схожие. Там тоже нужно отпускать все мысли, либо сосредотачиваться только на одной, чтобы получить ответ на интересующий жизненный вопрос.
Но в том-то и разница, что медитация — это все-таки действие, хоть внешне и не заметное. А у вас на действия сейчас нет сил и желания. Потому вы и не занимаетесь медитацией. Верно?
Зато шавасана прекрасна! Уж лечь-то на коврик вы в любом состоянии способны. Если лень разворачивать коврик, падайте на пол так, не жалко. И лежите себе ни о чем не думая.
Как ни о чем не думать в шавасане
Не думай о розовом слоне.
Легко сказать — ни о чем не думай. А как это сделать-то? Вот здесь загвоздка. Мы всегда хотим знать, как что-то сделать, даже если говорят «не делай ничего». Но как это выполнить? Мысли же сами в башку лезут. Как их чертей остановить?
Уловка в том, что не нужно даже пытаться их останавливать. У вас это все равно не получится. Но зато вы можете за мыслями следить. Это не так сложно, как может показаться. Достаточно один раз попробовать и вы поймете, как это работает.
Например, у вас всплыла мысль о незаконченных делах. Вы уже готовы вновь запустить шарманку бесконечного пережевывания этой невеселой мысли и ругать себя за бездействие.
Но остановитесь на мгновение и скажите про себя: «У меня снова появилась эта мысль о незаконченных делах». Все! Вы прервали привычное течение мысли и просто отметили, что она у вас появилась. Это дало вам пару мгновений передышки, хотя вы этого даже не заметили.
Далее продолжайте отслеживать свои мысли. Скорее всего, эта же мысль о незаконченных делах снова выскочит в вашей голове. Опять отметьте про себя: «Снова эта мысль появилась». И так далее.
Что дает эта практика? Вы постепенно научитесь прерывать привычное течение мыслей в самом начале их появления. Это накапливает мгновения тишины в вашей голове. Со временем этих мгновений накопится достаточно, чтобы еще более эффективно останавливать мыслемешалку и проводить все больше времени в тишине и покое.
Так вы накопите достаточно сил для того, чтобы реально начать делать какие-то дела.
Это вот все. Практика реально работает и опробована на многих бездельниках потерявших себя людях. Попробуйте и вы.
Правила выполнения шавасаны
Есть несколько правил выполнения шавасаны. Они не строгие, но все же стоит их придерживаться:
- Лежать нужно на ровной поверхности. Диван не прокатит. Пол и коврик — идеально!
- Лежать нужно на спине, а не свернувшись калачиком. Руки свободно лежат на небольшом расстоянии от тела, ноги тоже слегка разведены в стороны.
- Одежда свободная, не стягивающая.
- В комнате должно быть тепло. Если прохладно, укройтесь легким одеялом.
- Время выполнения шавасаны 15 – 20 минут.
- После выполнения шавасаны не вскакивайте резко. Сначала сделайте пару глубоких вдохов-выдохов, затем потянитесь хорошенько, аккуратно повернитесь на правый бок, полежите так еще несколько секунд и спокойно сядьте. Осмотритесь по сторонам, убедитесь ваша ли это комната или вы уже в психушке, еще пару раз глубоко вдохните-выдохните и только потом вставайте.
Что касается времени выполнения шавасаны, то 15 – 20 минут будут оптимальны. Если меньше, то проку будет мало, если больше, то вы, скорее всего, просто уснете.
Вы можете заснуть и за более короткое время. Ничего страшного. Значит, ваш организм слишком устал, чтобы практиковать сегодня. Попробуете в следующий раз.
Практиковать шавасану лучше каждый день, а еще лучше два раза в день утром и вечером. Результаты станут заметны гораздо быстрее. Через две-три недели вы уже почувствуете улучшение состояния.
Также полезно делать шавасану при упадке сил и когда все катится к черту. Легли, отпустили мысли, отдохнули немного и можно снова горы сворачивать и полюсы покорять.
Какие еще могут быть эффекты при выполнении шавасаны?
У вас может неожиданно начать дергаться конечность или появится тряска в теле. Ничего страшного. Не обращайте внимания. Это накопленные стрессы и мышечные зажимы начинают уходить. Пусть уходят.
Если совсем уж сильно трясет, то просто скажите себе: «Это нормально, я это смогу контролировать и успокоюсь, когда пожелаю».
Про засыпание мы уже говорили. Если вас постоянно вырубает в самом начале практики, что ж, значит, вам банально нужно отоспаться. Спите себе на здоровье. Со временем, когда немного придете в норму, этот эффект прекратится, и практика пойдет как по маслу.
Удачи! Напишите в комментариях о вашем опыте использования шавасаны. Это может быть кому-то тоже полезно.