Проявление фактора Времени в нашей жизни это очень тонкая и субъективная сфера, непосредственно связанная с восприятием и сознанием, описанная в различных традиционных учениях или психологических теориях. В этом же тексте автор предлагает лишь определенный общий взгляд на тантрическое учение Калачакры, не претендуя на подлинность традиции…
Калачакра. С санскрита буквально это означает Колесо (или круг) Времени. Это учение по праву считается одной из сложнейших тантрических систем, принадлежащих к высшим учениям ануттара-йога-тантры буддизма Ваджраяны (Алмазная Колесница).
Учение Калачакры становится все более популярным на Западе (благодаря усилиям тибетских учителей и самого Далай-Ламы ХIV) и является интереснейшим явлением древней культуры Востока. В первую очередь Индии и Тибета. Так, известный ученый, доктор А.Берзин определяет, что это (учение Калачакры авт.) больше, чем просто глубокий метод преодоления пагубных следствий компульсивной кармы (прошлого опыта на уровне причинности авт.) и достижения просветления на благо всех остальных: литература Калачакры также включает энциклопедию древней индийской науки, полезной каждому человеку вне зависимости от его убеждений.
Со своей стороны, известный исследователь буддизма, тибетолог Ю.Рерих отмечал, по поводу культурно-исторического значения Калачакры:
Важность системы Калачакра (Каlacаkra) в религиозной жизни Тибета очевидна из наличия многочисленной литературы, посвящённой системе, и того мощного влияния, которое она оказала своим учением на буддийский мир Центральной Азии.
Таким образом, мы можем сразу отметить, что Калачакра содержит уникальный синтез индийских и тибетских традиционных знаний на основе многовековой практики и опыта.
Учение Калачакры, согласно преданию, было передано самим Буддой Шакьямуни царю мифической страны Шамбалы, Сучандре. Считается, что все правители этой легендарной страны после него являются держателями и хранителями этого учения, а сама система Калачакры тесно связана с мистицизмом Шамбалы. В историческом же контексте Калачакра изначально распространялась в Индии, и попала в Тибет уже к XIвеку. С распространением в Тибете учения Калачакры связаны имена выдающихся мастеров и ученых того времени: пандита Соманатхи, пандита Ванаратны, знаменитого тибетского комментатора и историка Будона Ринчендуба, Таранатха и многих других. В современности изучению Калачакры посвящали свои работы выдающиеся ученые-буддологи: Ю.Н.Рерих, Е.А.Торчинов, А.Берзин, А.А.Терентьев, В. С. Дылыкова-Парфионович и другие.
Следует отметить, что учение Калачакры относится к особому разделу тайных тантрических учений в буддизме, что предполагает особо тщательный подход к его изучению и передаче. По этому поводу доктор А.Берзин отмечал: ошибочное понимание тантры это вечная проблема. Поэтому тантра настаивает на сохранении в тайне учений и изображений чтобы избежать подобного ошибочного понимания, а не для того, чтобы скрыть что-либо извращённое. Лишь те, кто прошёл достаточную подготовку в учёбе и медитации, обладают фундаментом для правильного понимания тантры. Мистическая, внутренняя практика учения Калачакры считается возможной лишь при наличии посвящения и коренного учителя, считается в традиционных тибетских линиях передачи Калачакры.
В самом учении Калачакры принято выделять внешний и внутренний круг (циклы) Времени. Доктор А.Берзин указывал по этому поводу:
Объясняя внешние циклы времени, литература Калачакры приводит сложные математические формулы для вычисления позиций солнца, луны и планет, продолжительности дня летнего солнцестояния, даты затмений, лунного календаря и астрологических гороскопов. Она включает в себя даже инженерные инструкции для построения механических устройств, полезных в мирное и военное время. Объяснение внутренних циклов включает подробное описание тонкой энергетической системы организма с её чакрами, каналами и каплями, плюс множество аспектов, ставших частью тибетской традиционной медицины, а также анализ фонетики санскрита.
Таким образом, учение Калачакры затрагивает и включает множество предметных сфер и областей знания, а также имеет особую, тайную часть мистических практик, направленных на сугубо сакральные цели.
В завершение можно отметить, что учение Калачакры сейчас относительно доступно в нашем культурном пространстве, и ищущие и интересующиеся могут получить о нем базовые представления. Или даже практиковать его, если удастся обрести наставника…