По просторам интернета гуляет забавная картинка. Там изображена девочка, сидящая на муравейнике. В голове у нее роятся мысли: Встать с муравейника или уйти?, Может, если дольше посидеть, мне даже понравится?, Все так живут, одной мне что-то не нравится. В сложные времена этой девочкой себя ощущает каждый из нас. Но кто-то находит в себе смелость, встает с муравейника, отряхивается и, выдохнув с облегчением, двигается дальше. Однако есть люди, для которых состояние девочки на муравейнике характеризует всю их жизнь. Этот способ социальной адаптации психологи называют синдромом выученной (приобретенной) беспомощности. Физически взрослый человек выбирает не предпринимать никаких попыток улучшить жизненные условия, исправить ситуацию, улучшить положение. И это при наличии возможностей. Когда такое поведение входит в привычку, происходит парадокс: дискомфорт становится удобным.
Что такое синдром выученной беспомощности?
О синдроме в мире психологии впервые заговорили в 60-х годах прошлого века. Открытие совершил американский ученый Мартин Селигман. Предметом интереса Селигмана было изучение механизма формирования условных рефлексов. Однако в результате он совершил другое открытие. Исследование, которое М. Селигман проводил на собаках с целью повторить эксперимент Павлова, было менее гуманным. Вместо еды использовались удары током, а свет был заменен на звуковой сигнал.
Подопытных собак разделили на две группы. Каждая из них при определенных обстоятельствах подвергалась легким ударам током. У первой группы была возможность избежать наказания, второй этой возможности не предоставили. Счастливчики из первой группы быстро сообразили, что нужно делать для спасения и легко пережили стресс. Собаки из второй группы, предприняв несколько неудачных попыток, смирились с неизбежностью и не пытались выйти из камеры даже когда им открыли дверь. Уже будучи в безопасности, подопытные второй группы проявляли признаки тревоги, депрессии и пассивности.
Автор эксперимента был удивлен, поскольку такое поведение подавило один из самых сильных инстинктов, инстинкт самосохранения. Селигман выдвинул гипотезу о том, что в условиях постоянного стресса человек ведет себя аналогичным образом. Данное явление получило название синдром выученной/приобретенной беспомощности.
Люди реагируют на стресс подобным образом. Ректор университета Юлиус Куль доказал это, проведя эксперимент на своих студентах. Он дал подопечным задачу, которая не имеет решения. Когда студенты выбились из сил, испытывая отчаяние, Куль предложил решить другую задачу. Она была проста, но, несмотря на это, никому из студентов не удалось дать правильный ответ и на нее.
Причины возникновения синдрома
Принято считать, что психологические нарушения произрастают корнями из детства. В большинстве случаев так и есть, но не с выученной беспомощностью. Это наглядно продемонстрировал эксперимент Куля. Синдром как способ социальной адаптации носит ситуационный характер и не коррелирует с возрастом.
Основные причины:
- стрессовая ситуация, понесшая за собой психотравму,
- попадание в экстремальные жизненные условия,
- болезнь,
- уход близкого,
- развод,
- потеря работы,
- бытовые проблемы.
Предпосылка к возникновению защитной реакции это невозможность выбирать и отсутствие контроля ситуации. Негативный опыт дает подсознанию ложный сигнал о том, что впредь будет только так. Поэтому в дальнейшем у человека пропадает мотивация и стремление к тому, чтобы что-то менять.
Что касается детства, в раннем возрасте синдром приобретенной беспомощности формируется как следствие авторитарного или непоследовательного воспитания, гиперопеки, родительского примера, сравнений ребенка с другими и так далее. В этом случае уже к 8 годам ребенок будет уверен в своей неполноценности и некомпетентности в решении жизненных задач.
Любопытно, что выученная беспомощность не жертвенна, как может показаться на первый взгляд. Однако такие люди чаще попадают на крючок созависимых отношений или спускаются по социальной лестнице. Причина этому подсознательное стремление к неудачам, интеллектуальная и физическая пассивность, неверие в себя.
Как выявить наличие симптома приобретенной беспомощности?
По внешним признакам поведения выученная беспомощность не отличается от комплекса жертвы. Для обоих синдромов характерны схожие реакции на проблемы и жизнь в целом. В разговоре преобладают пессимистические настроения, а от человека часто можно услышать фразы:
- Весь мир против меня,
- Неприятности так и липнут…,
- Я лузер,
- Все равно ничего не выйдет…,
- Значит, на роду написано и так далее.
И там, и здесь присутствуют вторичные выгоды. Разница в том, что человек с выученной беспомощностью, несмотря на пессимистические настроения, жертвой себя не ощущает. Он, скорее, похож на Ежика в тумане, которого, как в одноименном мультфильме, несет стремительное течение реки.
Статистика 90-х годов, актуальная и по сей день, свидетельствует о распространении синдрома на возрастную категорию населения 35-40 лет. Для людей среднего возраста характерны такие ее признаки:
- отсутствие интереса к жизни,
- затворничество,
- заболоченность быта,
- склонность к фатализму,
- отказ от социальных ролей,
- снижение физической и интеллектуальной активности,
- зависимость от алкоголя или лекарств.
Люди с выученной беспомощностью верят в предопределенность судьбы. Им всегда мешают внешние факторы, другие люди и обстоятельства. Они видят проблему, но не ищут решения. Признак синдрома нежелание брать ответственность за то, что происходит с человеком и как складывается его жизнь. Отсутствие выбора в негативном опыте создает иллюзию его отсутствия впредь и навсегда.
Выбор без выбора как фактор синдрома
Выученная беспомощность может сформироваться даже в объективно благоприятной среде. Это доказал эксперимент, проведенный в 70-х годах в доме престарелых Арден-хаус (штат Коннектикут).
Объектами исследования стали жители дома второго и четвертого этажей. Их контингент был схож, а высококлассное обслуживание идентичным с оной только разницей. Сервис, расписание дня, порядок выдачи лекарств и прочие услуги жителям второго этажа предоставлялись безоговорочно. А старичкам с четвертого этажа всего этого необходимо было добиваться: самим просить лекарства, узнавать расписание дня, звонить сестре-хозяйке, дабы она занялась уборкой комнаты и так далее. Кроме того, им позволялось менять обустройство быта и досуга.
По прошествии времени группы прошли тесты на уровень удовлетворенности жизнью. Показатели оказались существенно выше у людей, живших на четвертом этаже. Эти старички были бодры, они с воодушевлением рассказывали родственникам о своих маленьких победах. Смертность подопытных по сравнению с группой второго этажа снизилась. Все потому, что люди получили жизненно необходимый ресурс возможность самостоятельно делать выбор и управлять ситуацией.
Эксперимент сломал стереотипы, царившие до этого в области геронтологии (науке о старении). Он побудил изменить уклад в домах для престарелых по всей Америке и странам Европы. Стало ясно, что принудительный отказ от самостоятельности без веских на то причин сокращает жизнь, поскольку человек утрачивает мотивацию просыпаться по утрам. В приоритете теперь находится возможность выбора и активность по мере физической возможности. Аналогично применять опыт эксперимента эффективно при реабилитации больных и в воспитании детей.
Как побороть синдром приобретенной беспомощности?
Антиподом выученной беспомощности является выученная жизнестойкость. Человек способен выучиться и тому, и другому. Поэтому хорошая новость заключается в том, что от выученной беспомощности можно отучиться, а жизнестойкости научиться.
С проблемой эффективно борется когнитивно-поведенческая терапия. Программа, разработанная на ее основе, позволяет перекодировать негативные убеждения человека и задать ему принципиально новую установку на успех. Селигман предлагает начать с выученного оптимизма. Специфика беспомощности в том, что, столкнувшись с неприятностью и потерпев поражение, человек уверен, что в будущем так будет происходить всегда. Задача психотерапевта разорвать этот порочный круг. Ведь, если человек ищет проблему, он обязательно ее найдет. Но, если ищет решение, найдет и его.
Психотерапевтическая методика состоит из этапов:
- Определение негативных установок,
- Перекодировка беспомощности на жизнестойкость,
- Повышение самооценки и уверенности в собственных силах,
- Формирование адекватной Я-концепции и знакомство с ней,
- Получение контроля над жизнью с учетом использования новых качеств личности,
- Прививание навыков использования потенциала личности на практике.
Психологи дают несколько советов тем, кто борется с синдромом выученной беспомощности самостоятельно.
Не бездействуйте
Делайте хоть что-нибудь для улучшения своего текущего положения. Двигайтесь маленькими шагами, дабы не терять чувство комфорта. Допускается, что ваша деятельность не будет иметь непосредственного отношения к проблеме. Ваша задача избегать пассивности. Сделайте уборку в доме, займитесь полезным делом, прогуляйтесь на свежем воздухе, пообщайтесь с людьми, которые вас поддерживают. В процессе движения энергия для решения проблемы появится сама.
Формируйте новое самовосприятие
Концентрация на негативе только подкрепляет беспомощность. Поэтому важно сместить фокус на позитив. Вспоминайте ситуации, в которых были собой довольны и выходили из ситуации победителем. Эти события непременно есть, и концентрироваться необходимо именно на них.
Ведите дневник достижений
Когда успехи фиксируются на бумаге, проще увидеть их значительность и не забывать о них. Ведя дневник, вы удивитесь, как много хорошего в себе раньше пропускали мимо. Структурирование целей, ведение дневника успехов, формирование новых убеждений станет напоминанием о том, что вы действительно являетесь творцом своей жизни и ваша деятельность важна.
Переосмыслить отношение к жизни помогает методика рефрейминга, который предложил Селигман:
- Вспомните о неприятной ситуации, которую не можете отпустить.
- Зафиксируйте свое восприятие произошедшего на бумаге.
- Запишите, как реагировали и воспринимали ситуацию.
- Взгляните на произошедшее, как собственный адвокат. Ваша задача с высоты прожитого опыта отыскать факты, ставящие под сомнение восприятие вами ситуации как негативной. Тогда вина, которая вас мучает, существенно уменьшится.
- Подумайте, как еще можно было бы прореагировать на ситуацию, особенно с альтернативной точки зрения.
- Прочувствуйте, что испытываете, проделав все предыдущие пункты. После пересмотра проблемы и отношения к ней, дискомфорт снижается.
Анализируя таким способом неприятные ситуации своей жизни, вы обнаружите их схожесть и систематическое повторение. При смене декораций ваши реакции на проблемы имеют одинаковый характер. Что с этим делать? Менять к ним отношение, поскольку вы выбрали его сами. Контролировать выбор только осознанно. А затем наконец-то встать с муравейника и идти по своим делам.