Почему они не улыбаются?!. Задавались ли вы таким вопросом, глядя на черно-белые фотопортреты прародителей? На какое фото ни глянь: сидят смирно, глаза стеклянные, рты ровные, лица без тени эмоций… В то время, как лица в наших фотоальбомах и Инстаграм-аккаунтах дружно расплываются в смачном слове сыыыр. Сравнивая образы столь разных эпох, невольно приписываем первым мрачность, а вторым жизнерадостность. Но всегда ли о радости говорят приподнятые уголки губ?
Что такое улыбка и зачем она нужна
Знаменитая голливудская улыбка и модели на рекламной брошюре, загадочная улыбка Моны Лизы и Чеширского кота, жуткая усмешка Джокера и карнавальной маски, улыбка младенца, любимого человека, начальника, незнакомца… Помните их? Они такие разные, а ведь имеют один корень.
Этот корень, хоть и глубоко, но мы можем его проследить даже сегодня в зоопарке, на улицах Таиланда или в джунглях Африки наблюдая за шимпанзе, макаками, орангутанами, гориллами. Да, они тоже умеют демонстрировать все 32 и расплываться улыбке, не показывая зубы. Более того, изучавшая эволюцию смеха научная группа из Портсмутского университета, провела ряд опытов с обезьянами и выяснила, что они:
- Реагируют на щекотку так же, как мы,
- Мимически выражают свои эмоции. В частности, в смешных для них ситуациях задействуют те же группы лицевых мышц, что и мы,
- Улыбаются, испытывая неловкость: как бы извиняясь, или когда хотят о чем-то попросить, или успокоить детенышей и напуганных особей более низкого ранга,
- Изображают оскал, в ситуации назревающего конфликта или, когда во время шуточной драки кто-то перегибает палку и есть риск, что игра может перерасти в настоящий бой. Также закатывают губы, показывая зубы, когда появляется особь более высокого ранга (выражают подчинение),
- Смеются громко, когда пытаются установить контакт, это их дружелюбное приглашение к общению, игре. Правда, пока ученые наблюдали смех только у равных по рангу особей и только у самых близких к человеку приматов (шимпанзе, гориллы).
Наблюдая за животным миром и проводя параллели с поведением человека, этологи предполагают, будто наша пра-пра-улыбка это предупреждение. Она означает: если что-то пойдет не так, то знай, у меня есть крепкие зубы, которыми я могу сделать очень больно. Как в том детском стишке Не подходите очень близко! Я же тигр, а не киска. К слову, лапкой, как тигры, ни люди, ни обезьяны угрожающе не машут нет у нас устрашающих когтей. В процессе эволюции и построения более строгой иерархии у приматов улыбка рефлекторно стала появляться, чтобы умиротворить агрессора (а не напугать).
Психологи тоже уверяют, человеческая улыбчивость это наш щит, неотъемлемый социальный атрибут. Для социализации нам нужно налаживать связи с окружающими людьми и тут не хуже, чем мир, дружба, жвачка срабатывают поднятые уголки губ. В человеческом обществе такая мимика выражает не угрозу (острыми зубами), а наоборот отсутствие таковой. Читай: у меня все в порядке, я в хорошем настроении, поэтому со мной можно безопасно иметь дело. Сравните это с противоположной мимикой: охота ли коммуницировать с человеком, рот которого искривлен горем, гневом или пренебрежением. Да даже если представить 3 продавцов: один с каменным лицом, второй доброжелательно растягивает губы, третий напряженно сомкнул рот к какому из них вы обратитесь? Так плавно подходим к еще одному фактору, отвечающему на вопрос: Что такое улыбка и зачем она нужна. Это социальный и коммерческий контекст. Разобраться помогут те самые старинные мрачные черно-белые портреты.
Когда уголки губ тянутся к солнцу
Существует несколько объяснений, отчего люди на западных фото XVIII века не сияют 32-зубой радостью. Это длительное время экспозиции и привычка позировать художнику для портрета, к тому же сами фотографы подражали художественным работам. Это плохие зубы или вовсе их отсутствие. А самое интересное и важное в нашем контексте тогда считалась неприличным публично улыбаться, обнажая зубы. Если в Средние века такая мимика была чем-то греховным, в эпоху Просвещения ее считали признаком глупости, то по викторианским канонам уважаемые люди (а именно такие могли позволить себе фото) должны быть серьезными.
Широкая улыбка ассоциировалась с легкомыслием, развратностью, невоспитанностью, пьянством и с другими качествами человека, которые в высшем обществе считались крайне неприличными. поясняет директор Национальной портретной галереи в Канберре Энгус Трамбл. Поэтому в жизни и в искусстве свободно демонстрировали усмешку только пьяные, сумасшедшие, бедняки, клоуны, и дети, коих еще не исправили школа, казарма или тюрьма.
O tempora, o mores! А ведь советскому человеку тоже не гоже было ходить с довольной рожей, на то тысяча и один аргумент. Начиная со страдальческой философии православья (невзирая на атеизм), страха сглаза и завистников до настороженности по отношению к малознакомым и вообще тяжелой жизни, в которой почти не было поводов для радости, оптимизма. Вспомнить даже крылатые фразы: чего лыбишься, как дурачок?, смех без причины признак дурачины и подобные.
Когда поняли, что улыбаться хорошо, нужно, полезно и даже выгодно?
Говоря о западном мире, началом smile-friendly общества считаются 30-40-е годы ХХ века. Одними из тригеров стали первые голливудские фильмы, когда зрители увидели лица и эмоции актеров крупным планом. Тогда американский дантист Чарльз Пинкус хорошенько пропиарился, заявляя, что кинозвезде нужны идеальные зубы. А артисты, в свою очередь, не теряли возможности похвастать ровной белоснежной улыбкой на камеру. Харизматичные актеры и красотки-актрисы задали новый тренд, который пришелся по душе не только фанатам! К гипнотическому действию голливудской, как к секретному инструменту, чтобы выглядеть доброжелательным и располагающим к себе, прибегал президент США Франклин Рузвельт и его посол Джозеф Дэвис (бытует версия, будто именно они придумали говорить cheese во время фотосъемки).
Долили масла в огонь многочисленные социальные и лабораторные эксперименты. СМИ быстренько понесли их в массы: улыбка делает нас привлекательнее для противоположного пола, жизнерадостные люди более успешны, оптимизм улучшает настроение, здоровье и продлевает жизнь… Популяризация духовных практик и эзотерических идей, всплеск литературы/тренингов по развитию личности и концепция позитивного мышления. Все это отзывается в наших сердцах, особенно у тех поколений, которые устали страдать и бояться показать хорошее настроение. Да, мы стали более улыбчивы, но менее искренни, что характерно для фальшивой улыбки.
Как научиться улыбаться, когда плохо
Периодически рефлексируя, осознаю: я улыбчивый человек. Некоторые люди, знающие меня мало, но достаточно, чтобы не постесняться, задают вопрос в лоб: Что ты все время лыбу тянешь? Чего ты вечно довольная такая?. Отвечаю по-разному. Хотя и самой интересно.
Наверное, это тянется из детства. Когда я радовалась, мой папа всегда поощрял: обалденная улыбка и от этого хотелось сиять еще больше. Мама поддерживала положительный настрой аффирмациями на позитив. Бабушка научала быть доброй, приветливой, оптимистичной и почаще улыбаться (даже когда все плохо), дабы притягивать к себе хорошее. И хотя тогда все проходило мимо моих ушей, лет с 15-ти и по сей день, я чувствую себя счастливой, искренне радуясь жизни, видимо, потому и улыбка не сходит с лица…
К тому же в моем окружении прекрасные люди, к которым испытываю глубокую симпатию, уважение, восхищение, благодарность. Какие-то внутренние блоки мешают мне проговаривать друзьям/родным эту гамму чувств, но они все равно вырываются наружу видимо, потому и улыбка не сходит с лица…
Признаться, мои уголки губ тянутся к солнцу не только, когда хорошо! Эту маску надеваю и в стрессовой ситуации, и во время конфликта, и когда волнуюсь, боюсь, когда хочу скрыть от окружающих свои проблемы и даже, когда сожалею. Как?
Научиться улыбаться, когда плохо можно, но сложно. Да и нужно ли? Зачастую такая мимика рефлекторная, неосознанная, складывается сама собой. Она вовсе не выражает радость. К слову, американский психолог Пол Экман в Психология лжи описал 18 видов улыбок (чуть позже к ним добавился еще один), но из них только 6 выражают хорошее настроение. Остальные частично наследство от лохматых прародичей, частично сформировались в человеческом обществе и являются отражением социокультурных условий.
- Аргумент за. Когда переживаешь трудности, грусть или злость полезно изобразить радость, ведь так можно обмануть мозг. К таким выводам привели исследования австралийских ученых. Оказывается, мышечное сокращение, возникающее при улыбке, заставляет лимбическую систему выдать утешительный коктейль из дофамина, серотонина и эндорфинов, после чего чувствуется облегчение и улучшается самочувствие.
- Аргумент против. Вуалируя истинные переживания, человек может усугубить проблему. Улыбка, как защитная реакция, возникает: от чувства тревоги, от страха быть самим собой, неуверенности в своей внешности, боязни быть непонятым, отвергнутым. Окружающие не способны это считать с лица, не замечают, как плачет ночами так, что идет по жизни смеясь, а потому даже если бы и хотели, то не могут помочь.
Одному человеку реально помогает смехотерапия, другому лучше ее не практиковать, дабы не развить смеющуюся депрессию. У одного желание улыбнуться себе в зеркале или собеседнику (даже через силу) напоминает о душевности, у другого ассоциируется с лицемерием. Поэтому так важно честно себе ответить: что заставляет улыбаться, когда плохо, что прячется под такой мимикой? А когда найдете ответ, постарайтесь быть более внимательными к близким, не стесняйтесь спросить, что таит вуаль их улыбок.