Трудный выбор: как принять решение

Какую профессию выбрать? На какое предложение согласиться? Развестись или постараться исправить ситуацию? Где жить? Рожать ли ребенка?… Нам часто в жизни приходится делать очень непростой, а порой и мучительно сложный выбор.

Но философ Рут Чанг убеждена, что трудным он становится только потому, что альтернативы практически равнозначны с усредненной точки зрения. Так как же научиться делать эти сложные выборы легко? Чанг дает несколько рекомендаций:

1. Не думайте, что каждый трудный выбор, действительно, важен для вас

Скажем, вы выбираете, чем позавтракать. Можно съесть богатые клетчаткой отруби, а можно шоколадный пончик. Предположим, нам важно, чтобы было вкусно и полезно. Отруби полезнее, а пончик гораздо вкуснее, но ни один вариант не является победителем это трудный выбор. Понимание того, что принятие небольших решений тоже может быть не из легких, поможет сделать важные решения менее непреодолимыми. В конце концов, если вы можете решить, что съесть на завтрак, возможно, вы в состоянии сообразить, какую из альтернатив выбрать при принятии более серьезного решения.

2. Не думайте, что вам трудно сделать выбор из-за собственной глупости

Чаще всего, принимая серьезное решение, мы выбираем менее рискованный вариант. Кем стать юристом или актером? Конечно, юристом, ведь это практически гарантированный доход. Где жить в городе или деревне? Конечно, в городе, ведь здесь все проще и не требует значительных физических усилий для организации жизни. Однако Чанг утверждает, что хотя страх неизвестности и является неотъемлемой частью нашей мотивации при трудном выборе, он основан на заблуждениях о нем. Ошибочно полагать, что при сложном выборе одна из альтернатив лучше, и мы слишком глупы, чтобы знать, какая именно. А поскольку мы этого не знаем, лучше выбрать самый безопасный вариант. Даже сопоставив варианты при всей полноте информации, мы все равно можем затрудняться с выбором. Трудный выбор труден не из-за нашего незнания, а потому, что самого оптимального варианта не существует.

3. Не думайте, что обе альтернативы одинаково хороши

Если бы это было так, то нам достаточно было бы бросить монетку и выбор был бы сделан. А что если немного усовершенствовать один из вариантов? Например, увеличить зарплату в одной из профессий, станет ли она более привлекательным выбором? Совсем необязательно. Конечно, более высокая зарплата может повысить интерес к профессии, но этого недостаточно. Значит, если улучшение условий одной из профессий не делает ее привлекательнее, то изначально выбранные профессии не могли быть одинаково хороши. Если вы начнете с двух одинаково хороших вариантов и сделаете один из них лучше, то теперь этот вариант должен превосходить другой. Этого не случается при трудном выборе.

4. Не делайте бездумных допущений о ценностях

Мы неосознанно допускаем, что такие ценности, как справедливость, красота и доброта, сродни научным величинам вроде длины, массы и веса. Возьмите любой вопрос о сравнении, не касающийся ценностей, например, какой из двух чемоданов тяжелее. Есть только три возможности. Вес одного из них больше, меньше или равен весу второго чемодана. С ценностями все не так. Если то, что нам так важно, детский восторг, любовь к партнеру не может измеряться числами, то нет причин полагать, что при совершении выбора есть только три варианта: что одна альтернатива хуже, лучше или равноценна другой. Нам нужно ввести новое, четвертое соотношение. Чанг предпочитает говорить, что варианты находятся на равных началах. Когда альтернативы на равных началах, то, что вы выберете, очень важно, но один вариант не лучше, чем другой. Скорее, альтернативы находятся в одном классе ценностей, будучи в тоже время очень разными по типу ценностей. Вот почему сделать выбор так трудно.

На равных началах

Такое понимание нелегкого выбора обнажает наши скрытые стороны. Каждый из нас в состоянии создавать аргументы. Представьте себе мир, в котором совершение выбора всегда происходит легко, то есть, всегда присутствует наилучшая альтернатива. Если есть наилучшая альтернатива, именно ее следует выбрать, поскольку быть рациональными означает выбирать что-то лучшее, а не худшее, выбирать то, что продиктовано здравым смыслом. В таком мире у нас было бы больше причин носить черные носки вместо розовых, есть отруби вместо пончиков, жить в городе, а не в деревне. Мир, в котором так легко выбирать, сделал бы нас рабами здравых аргументов. Но если поразмыслить, покажется нелепым, что здравые аргументы продиктовали вам ваше решение при выборе увлечений, дома, работы. На самом деле вам пришлось выбирать между вариантами на равных началах, делать нелегкий выбор, и вы придумали аргументы для выбора вашего увлечения, дома и работы. Когда альтернативы на равных началах, разумные аргументы, те самые, что определяют, не совершаем ли мы ошибку, не подают нам голоса. Именно здесь, в мире трудного выбора, нам приходится прибегать к нашей способности создавать правила, аргументы для самих себя, чтобы стать тем самым человеком, для которого жизнь в деревне предпочтительнее жизни в городе.

Выбирая между вариантами на равных началах, мы можем сделать кое-что замечательное. Мы можем обосновать выбор варианта своей позицией. Вот моя позиция. Я такой. Мне нравится банковское дело. Я выбираю шоколадные пончики. Наш ответ при совершении трудного выбора это рациональный ответ, но он не продиктован внешними разумными аргументами. Скорее, он подкреплен нашими внутренними аргументами. Когда мы создаем внутренние доводы о том, что нужно стать таким человеком, а не другим, мы совершенно искренне становимся теми, кем становимся. Можно сказать, что мы сами создаем свою жизнь.

Сталкиваясь с трудным выбором, мы не должны биться головой о стену, пытаясь решить, какой вариант лучше. Нет варианта лучше. Вместо поиска внешних доводов, нужно искать внутренние доводы. Кем я хочу быть? Вы можете захотеть стать банкиром из деревни, который любит кашу и носит розовые носки, а кто-то захочет быть городским художником, который любит пончики и носит черные носки. То, как мы делаем трудный выбор, во многом зависит от нас самих.

Те, кто не прибегает к способности создавать собственные правила, делая трудный выбор, плывут по течению. Такие люди позволяют внешнему миру создавать за них их собственную жизнь. Они позволяют принципу кнута и пряника похвале, страху, необременительности выбора определять их действия. Трудный выбор учит нас, что нужно поразмыслить над тем, что вы можете выбрать сами, над тем, что вам ближе, и с помощью трудного выбора стать именно таким. Трудный выбор это драгоценная возможность оценить особенность человеческой натуры, благодаря которой внешние доводы, диктующие, насколько хорош или плох наш выбор, иногда перестают работать. Именно в мире трудного выбора у нас появляется способность создавать внутренние доводы, позволяющие нам стать уникальными. Вот почему трудный выбор это не проклятье, а божья благодать.

Источник: ted.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ldreams.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: