Я открываю новый файл в Word-e. Чистый белый лист. Я хочу написать шедевр, но не знаю, с чего начать. Знакомо, не правда ли? Это общая беда большинства писателей. Как ее преодолеть? Есть простой способ.
Писательство сегодня в моде как никогда! Все стремятся стать писателями. Это круто! Это современно! Это может позволить себе каждый, у кого есть компьютер под рукой, то есть — практически все.
Писательство — это и способ отвлечься от повседневной рутины, и творческая отдушина, и психологическая разгрузка (дневники, утренние страницы и пр.), и даже способ заработать деньги. Да просто обновить статус в соцсети — чем не писательство?
Писательство – это способ понять и раскрыть самого себя.
Натали Голдберг
Легко писать, когда об этом особенно не задумываешься. Пишешь себе и пишешь. Не важно, куда и зачем. Просто так. Но со временем ты начинаешь размышлять — а для чего я, собственно, пишу? Может, я писатель? Нет, не так — Писатель! Вот, обязательно с Большой Буквы.
И вот тогда становится страшно. И нападает творческий ступор. А все потому, что не привыкли мы себя считать настоящими писателями. Графоманы — не в счет. Они как строчили свои вирши, так и будут продолжать, ни на кого не обращая внимания.
Но люди вдумчивые настроены серьезно. Они скачивают уйму полезных книг по теме писательства, читают, изучают, и… ничего не пишут. Потому что после всего прочтенного, не знают, о чем же им писать теперь. Раньше вроде были идеи, но теперь эти идеи выглядят как-то глупо, мелко и неинтересно. Вот написать бы сразу Шедевр, тогда другое дело!
Почему мы хотим писать?
Очень хорошо об этом сказал перуанский писатель Марио Варгас Льоса в своей знаменитой книге «Письма молодому романисту»:
«…речь идет о некоей смутного происхождения склонности – она заставляет человека, будь то женщина или мужчина, всю свою жизнь без остатка посвятить делу, к которому он однажды почувствовал призвание, можно даже сказать, что-то заставило его к нему обратиться, и он вдруг осознал, что только так – например, сочиняя истории – ему дано реализовать себя, исполнить некое предначертание, использовать лучшее, чем он наделен от природы, обрести уверенность в том, что жизнь не растрачивается понапрасну…»
Чувствуете посыл? Автор говорит о том самом призвании, без которого человек просто не может жить. У такого человека есть эта потребность — писать. И есть она, на самом деле, у очень многих людей (от того и столько графоманов). Причина этой потребности — желание разрешить свои внутренние конфликты.
Что это за внутренние конфликты такие? Да все, что когда-либо происходило с человеком за всю его жизнь, и что его конкретно напрягало — детские и юношеские страхи, неприятности, трагедии, безответная любовь, конфликты в семье — вот это все.
Писательство позволяет буквально выплеснуть все эти неразрешенные конфликты на бумагу (на экран компьютера). От того так популярны личные дневники. В текстах можно представить ситуацию совсем в другом образе, попытаться разрешить тот самый конфликт, который в реальной жизни разрешить не удается или вовсе нет такой возможности.
Писательство может дать вам уверенность в себе, может научить вас оставаться пробужденным.
Натали Голдберг
Например, у человека не складываются отношения на любовном фронте, или они есть, но как-то все серенько и уныло. А хочется же ж чтобы ого-го как было! С фейерверками, яхтами, шампанским и прочими радостями богатой жизни. Ясен пень, что просто так ему с неба не сваляться все эти плюшки. Зато он может легко все это вообразить и написать. Вот тебе и готовый романист
Как писал тот же Марио Варгас Льоса:
« Откуда же берется ранняя тяга к выдумыванию людей и историй? На мой взгляд, ответ тут один: это форма бунтарства. Уверен: если кто-то целиком поглощен выдумыванием иной жизни, отличной от той, какой в действительности живет, он подспудно выражает свое неприятие окружающего – реального – мира и свое желание заменить его мирами, сотворенными в воображении и мечтах…»
Все ясно? Вы бунтарь. Вам откровенно что-то не нравится или не хватает в обычном реальном мире, вот вы и пытаетесь это как-то изменить хотя бы на бумаге, потому что в реальности это либо изменить невозможно, либо у вас просто нет таких средств.
Как понять, о чем писать?
Обычно в книгах по писательству рекомендуют писать о том, что вам нравится или что вас волнует. В этом есть своя логика. Если вам не интересны детективы, а вы будете пытаться пробовать себя в этом жанре, то в лучшем случае напишите копию, более чем полностью передрав сюжет у великих и известных. А, скорее всего, не напишете ничего. Просто потому что вам это не интересно.
Таким образом, когда вы хотите о чем-то писать, но пока толком не знаете, вспомните, что вас больше всего напрягает, что вы хотели бы изменить в своей жизни, чего вам попросту не хватает. Вот вам и готовые темы для сюжетов!
Однако не обольщайтесь! От настоящего писательства это еще очень и очень далеко:
« Само собой разумеется, подобную попытку убежать из реального мира и от настоящей жизни, уносясь на крыльях воображения в заоблачные дали, отделяет от писательства пропасть, которую большинству смертных не одолеть. Только единицам удается стать писателями и творить новые миры с помощью слов – это те, кто к своей изначальной склонности добавил усилие воли…»
Марио Варгас Льоса
Кого-то подобные слова могут расстроить и снова загонят в творческий ступор. Совет тут один — не заморачивайтесь! Не стоит думать о почетном пьедестале Настоящего Писателя и мечтать о прижизненной установке вашего бронзового бюста на родине. Это все пустое.
Вообще думать о гонорарах, славе и почете для начинающих писателей — это тупиковый путь. Как, впрочем, и для начинающих художников, сценаристов, актеров и пр. Думайте лишь о том, что конкретно вам дает сам процесс писательства.
Вот поистине золотые слова Марио Льоса:
« …главный критерий тут такой: для человека, наделенного литературным талантом, именно возможность реализовать себя является высшей наградой, куда более желанной, чем все то, что он мог бы получить, добившись успеха. Я совершенно уверен в том, что писатель душой чувствует: да, выбранный им род занятий — лучший изо всех, какие он успел перепробовать прежде или мог бы узнать в будущем, потому что писать для него — лучший изо всех доступных ему образов жизни, независимо от того, какие социальные, политические или материальные выгоды он получит благодаря творчеству…»
Обратите внимание, я специально выделил слово возможность жирным. И далее по тексту — «реализовать себя является высшей наградой, куда более желанной, чем все то, что он мог бы получить, добившись успеха». Понимаете, о чем я? О возможностях!
Нет, я не имею в виду возможности напечататься в типографии, хотя сегодня это действительно доступно любому и за вполне адекватные деньги. Возможность, о которой говорит автор, это абсолютная реальность. То, что у вас есть всегда.
Вы в любой момент можете сесть за стол и начать творить. Вам для этого не нужны специальные и сложные/дорогие инструменты и материалы (как, например, художнику). Все что нужно у вас уже есть. Компьютер имеется сейчас в каждом доме.
Более того, практически у всех есть Интернет — бесконечный источник информации по абсолютно любой теме. Хотите написать о чем-то конкретном, но не обладаете полной информацией? Вперед! Гугл вам в помощь. Нужны какие-то специфические данные? Найдите специалиста все в том же Интернете. Сегодня это сделать проще простого.
То есть, вы поняли — фишка не в том, чтобы стать крутым Писателем, а в том, что вы просто можете писать, не смотря ни на что, и не стремясь стать Великим. Это, возможно, и придет к вам после, если оно действительно вам нужно. Но на самом деле это нужно очень немногим. Тем, кто вообще ни разу не задумывался над тем, что писать, а просто всегда делал это.
Возможность писать — вот главная идея, о которой стоит всегда помнить! Инструмент (компьютер) — есть, волнующие вас мысли — есть, а больше ничего и не нужно. Садитесь и пишите! И не важно, нужно ли это еще кому-либо, кроме вас. Это нужно вам. Вот что важно.
Удачи!